Основания для оспаривания кадастровой стоимости

Согласно законодательству, существует два основания для оспаривания кадастровой стоимости. Первое основание имеет место, если кадастровый оценщик использовал недостоверные данные по земельному участку. Второе основание имеет место, если есть альтернативный отчет о рыночной стоимости.

Недостоверные данные.

Если были использованы недостоверное данные, то это будет первое основание. В этом случае землепользователь или другое заинтересованное лицо, чьи интересы зависят от величины кадастровой стоимости, собирает документы и представляет их в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки. Такая комиссия создается регионально.

Комиссия получает весь необходимый пакет документов, собирается и принимает решение. В том случае, если собранная информация подтверждается, то кадастровому оценщику необходимо пересмотреть стоимость. В этом случае надо также понимать, что если использование неточных и недостоверных данных действительно имело место, то корректировка кадастровой стоимости будет минимальной.

Это также вытекает из того факта, что кадастровому оценщику приходится проводить оценку порой несколько десятков, или даже несколько сотен тысяч объектов, и у него нет в распоряжении ни физических, ни экономических возможностей, чтобы все это переоценить. То есть, после переоценки объекта результаты опять могут быть неудовлетворительными для заказчика. Хотя такой вариант не требует финансовых затрат, но может вовсе не оказаться эффективным.

Альтернативный отчет.

Другой вариант разрешения такой ситуации – это предоставление альтернативного отчета об оценке. Этот вариант требует некоторых финансовых затрат, но характеризуется наиболее высокой эффективностью. В этом случае в оценочной компании заказывается отчет о рыночной стоимости на дату, на которую была проведена кадастровая оценка. Такой отчет предоставляется в комиссию вместе с пакетом документов.

Согласно закону и положению о комиссии, в том случае, если отклонение от кадастровой стоимости будет менее тридцати процентов, то члены комиссии просто принимают в качестве кадастровой стоимости новую альтернативную рыночную оценку. Они также инициируют внесение изменений в государственный кадастр недвижимости.

В том случае, если отклонение рыночной стоимости от кадастровой составило более тридцати процентов, то нужно получить положительное заключение саморегулируемой организации оценщиков. Оценщик, который выполнял этот отчет, должен быть членом такой организации. В такой ситуации комиссия точно также принимает новую величину рыночной стоимости как кадастровую стоимость и ставит ее на учет.

Безусловно, в новой схеме оспаривания есть много достоинств по сравнению с прошлым порядком. В этом случае нет надобности оспаривать отчет кадастрового оценщика в судебном порядке. Более того, нет необходимости в оспаривании процедуры кадастровой оценки, так как каждый просто занимается своим земельным участком. Все действия проходят регламентировано и в досудебном порядке.

Еще одним важным моментом является то, что для кадастрового оценщика не наступают негативные последствия, что не стимулирует его к активному сопротивлению. Продуманность процедуры оспаривания настолько удачна, что те лица, кому нужны изменения кадастровой стоимости, могут это сделать быстро и спокойно, без особых трудностей.

Еще следует учесть, что комиссия по оспариванию кадастровой стоимости обладает четким перечнем причин для отказа в утверждении альтернативного отчета об оценке. В случае предоставления отчета об оценке вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков, комиссия просто обязана утвердить альтернативную оценку в качестве новой кадастровой стоимости объекта.